«Серая Роза» – так, абсолютно незаслуженно, называют за глаза одну из самых прекрасных столиц Европы равнодушные снобы и разочаровавшиеся в жизни искатели впечатлений. Привозя с собой в Париж огромный багаж надежд и иллюзий, далеко не каждый сможет по-настоящему оценить тонкую, немного пыльную и слегка блеклую красоту и очарование этого старинного города на берегах Сены.
Волшебные звуки аккордеона, мириады целующихся парочек, мимы, багеты, фонари, береты, дождь… Именно таким мне всегда представлялся Париж, благодаря стараниям великих художников, режиссеров, шансонье и очарованию французской моды и кухни. Париж моих грез сквозил романтикой, убаюкивал мерцанием огоньков и тревожил сердце загадочным словом «фуа гра».
В принципе, я не ждала ничего иного, кроме как череды красивых картинок из фильма «Paris, je t’aime», чему была несказанно рада. Но, к моему великому счастью, Париж оказался совсем не тем городом, о котором можно говорить с придыханием и томным взглядом. Париж смог меня по-настоящему удивить одной самой главной вещью: он был слишком «другим» и многомерным, чтобы быть втиснутым в рамки какой-то дурацкой открытки с Эйфелевой башней. О Париже я могу говорить только громко и с широко раскрытыми глазами.
Город, который всегда с тобой
В первое время, даже несмотря на многочисленные уникальные особенности Парижа, меня не покидало ощущение того, что я в данный момент нахожусь где-то в Берлине, Лондоне или даже в Барселоне. Архитектура и дыхание столицы, безусловно, накладывали свой отпечаток на получаемые во время осмотра Парижа впечатления, но если бы не кончики Монпарнасской и Эйфелевой башен, видимые практически из любой части города, то я бы непременно то и дело путалась в ощущениях. Но по прошествии пяти дней, когда я насмотрелась вдоволь на дворцы и сады, Париж, наконец, стал казаться мне одним целым, наполненным самобытностью и прелестями. И даже вездесущая однотонность зданий и неба начали преображаться и расцветать самыми причудливыми красками, такими, которые можно увидеть на полотнах французских импрессионистов Дега, Мане, Ренуара и Сислея.
Париж действительно серый, но количество цветов, отражающихся в этом глубоком сером, поистине бесконечно: розовый, голубой, лиловый, бледно-желтый, цвет свежей листвы. Этот город не похож на картинку из цветного буклета, радующего глаз туриста-сороки, падкого на все яркое. Париж – это действительно холст, испещренные нежными мазками меланхоличных тонов.
Разумеется, речь идет сугубо об исторической части Парижа с его мостами, памятниками и вокзалами. За ее пределами город становится настоящим мегаполисом, правда, не изобилующим небоскребами и вечной торопливой толпой офисных работников, сующих туда-сюда.
Так как средством передвижения по Парижу мы с мужем избрали собственные ноги, то выйти за пределы основных туристических маршрутов нам, к сожалению, не удалось. Зато удалось изрядно похудеть, накачать мышцы, увидеть практически все необходимое, сделать невероятное количество фотографий и по возвращению домой гордо заявить, что в общей сложности мы прошли не менее 150 километров. Кстати, подобный способ передвижения, на мой взгляд, является оптимальным для Парижа, так как его основная часть не так уж велика, а концентрация достопримечательностей на один квадратный километр предельна. Имея на руках несколько путеводителей, карту и хороший английский, можно объять необъятное. Увидеть Париж, и, так сказать, умереть от усталости.
Собираясь в путешествие, я, разумеется, перекопала кучу полезных сайтов с целью составить список всех тех вещей, которые «туристу обыкновенному» стоит увидеть или сделать в Париже. Добрую половину рекомендаций я проигнорировала, отчего и по сей день немного расстроена, зато с гордостью могу похвастаться своими «do’s and don’t’s», проверенных лично на собственном субъективном опыте.